Автор: И.В. Моисеев, магистр богословия, аспирант педагогического института НИУ «БелГУ».

Руководитель Молодежной секции Белгородского отделения Международной Общественной Организации Императорское Православное Палестинское Общество.

 

Еще Данте писал о том, что смысл
творчества заключается в том, чтобы
«провести человека из ада в рай».
В.Р. Легойда[1]

 

   Сила поэзии, как и сила искусства, состоит в том, что она может символически выразить нечто, что я пытался здесь выразить в течение двадцати пяти минут
<…>   Гениальность поэта состоит в том, что он
делает это на нескольких строках.

А.В. Нестерук[2]

 

О чем поет лидер группы «Аквариум» Б.Б. Гребенщиков?[3]

В нашем мире есть много известных людей, которые считают себя подлинными деятелями искусства, но всякий ли артист, к примеру, современного шоу-бизнеса имеет талант, и есть ли какой-то критерий понятия «талантливость»? Некоторые говорят, вспоминая евангельскую притчу о талантах[4], что талант дается человеку от Бога, а человек, в свою очередь, раскрытием своих талантов и приобретением с помощью них новых — благодарит Бога[5] и приносит добрый плод своему Господину[6]. Сложно судить об отсутствии таланта, примерно как о том, где отсутствует Божия благодать, но сказать о тех, кто талантлив, кто выражает в своем творчестве благодарность Богу и чувствует ответственность за свой дар, думаю, можно. Одним из таких людей, на мой взгляд, является лидер группы «Аквариум» Борис Борисович Гребенщиков, известный как «БГ»[7].

Хотелось бы с вами поделиться своими наблюдениями по поводу некоторых песен Б.Б. Гребенщикова. Его поэзия, на мой взгляд, одна из самых сложных для понимания, как и музыка, одна из самых интересных и оригинальных. Чтобы окунуться в глубины смыслов его песен, нужно не только ознакомиться с курсом философии от античности до современности, но также изучить основы религиоведения и богословия. Тогда начинают проясняться глубинные смыслы. Сам же Борис Гребенщиков в одной из своих песен «Туман над Янцзы» поет: «И все хотят знать: Так о чем я пою?», и далее: «А я хожу и пою, И все вокруг Бог».

Известно, что Борис Борисович после долгих религиозных поисков все-таки примкнул к пристани православного христианства[8], и даже регулярно участвует в главном Церковном Таинстве Евхаристии[9], которое является центром христианской жизни, так как в нем человек физически соединяется с Богом, с Его Телом и Кровью через вкушение хлеба и вина, которые после призывания Святого Духа[10] на Божественной литургии[11] по-видимому остаются таковыми, но по своей сущности чудесным образом становятся истинным Телом и Кровью Господа нашего Иисуса Христа[12].

Мое предпочтение выпало на песню «Пришел пить воду», которая вышла в 2014 году в альбоме «Соль» группы «Аквариум». В это время творчество Б.Б. Гребенщикова уже больше пропитано христианскими смыслами, а также христианским метафорами[13] и аллюзиями[14].

Конечно, не нужно забывать, что есть как минимум три пласта понимания текста художественного произведения:

1) то, что хотел сказать сам автор;

2) то, что видят в нем другие люди (в зависимости от их мировосприятия), чего автор сам не вкладывал изначально в произведение. В том числе, взгляд автора через некоторое время на собственное творение, для него самого могут открываться новые грани и пласты своего творчества;

3) то, что может увидеть в произведении христиански образованный человек – цитаты и реминисценции[15] (аллюзии и на библейское повествование, богословские произведения, Церковное предание, философские труды и трактаты и т.д.). Опять же, это могут быть те нюансы, которые сам автор мог и не закладывать изначально в свое произведение.

Необходимо также учитывать, что в произведении могут быть богословские ошибки с точки зрения православного богословия, с которым автор не согласовывал свое видение при написании произведения.

Итак, начнем! Не нужно быть профессиональным музыкантом, чтобы понять, сколько жизненной печали несет в себе музыкальное сопровождение песни «Пришел пить воду», но все-таки о чем же она? Давайте посмотрим текст…

Пришел пить воду; не смог узнать ее вкус. (2р.)

Железные скобы вбиты в крылья,

Источник задушен золотой пылью.

Закрой за мной; едва ли я вернусь.

 

Будешь в Москве, остерегайся говорить о святом; (2р.)

Не то кроткие как голуби поймают тебя,

Безгрешные (святые – в др. варианте) оседлают тебя,

Служители любви вобьют тебя в землю крестом.

 

А нищие духом блаженны, вопрос снят.

Но имеющие уши слышат, и Покров свят.

Бессмысленны против и за,

Просто что-то изменилось у тебя в глазах;

Когда соль теряет силу, она становится яд.

 

Пришел пить воду; не смог узнать ее вкус. (2р.)

Железные скобы вбиты в крылья,

Источник задушен золотой пылью.

Закрой за мной. Я не вернусь.[16]

 

Читаем первый куплет:

«Пришел пить воду, не смог узнать её вкус».

Первую строчку можно интерпретировать, конечно, только в контексте всей песни, поэтому наше видение первой строки обосновывается другими аллюзиями в песне на Евангельский текст.

Подготовленному слушателю образ воды в данной песне может напомнить евангельскую беседу Иисуса Христа с самарянкой[17]. Когда Христос шел из Иудеи в Галилею, он проходил через город Сихарь в провинции Самарии, где был колодец Иакова[18]. Устав от дороги Иисус сел у колодца около полудня[19] и попросил воды у пришедшей к колодцу самарянки. Как известно, иудеи не общались с самарянами по исторически сложившимся причинам, одной из которых был спор о том, где вернее поклоняться Богу в Иерусалимском храме или на горе Гаризим[20], поэтому женщина очень удивилась, что Христос заговорил с ней. Он сказал ей: «Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду[21] живую»[22], и далее: «Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную»[23].

Вода живая, которую дает сам Бог (в данном случае Богочеловек Иисус Христос) символизирует благодать Божию (Божественную энергию в богословской терминологии). Вкушающий «духовную воду» не будет иметь жажды «как имеющий внутри себя сокровенный источник никогда не стал бы томиться жаждой»[24], — пишет святитель Иоанн Златоуст[25]. Причем эта вода ведет наполненного ею в жизнь вечную, то есть после смерти человек, регулярно приобщавшийся благодати Духа Святого, не умирает, а соединяется с Богом, так как хотя бы отчасти соответствует уровню его чистоты, следовательно, является способным принять опаляющий и ослепляющий неподготовленного огонь любви Божией. Однако, приходящий «пить воду», то есть встречающийся с бесконечным и безграничным Богом после разлучения души от тела, не узнает ее вкуса, если он не подготовил себя к этому в земной жизни, а именно: «Если любите Меня, заповеди[26] Мои соблюдите <…> Имеющий заповеди Мои и соблюдающий их, тот и есть любящий Меня. А любящий Меня возлюблен будет Отцом Моим, и Я возлюблю его и явлю ему Себя»[27]. Поэтому, избегая чуждого чувства подлинной Любви, человек пытается скрыться от нее в аду, там, где отсутствует особое действие благодати Божией. Так, например, в песне «Огонь Вавилона» лидер группы «Аквариум» поет: «Чтобы узнать вкус воды, нужно начать пить», то есть тот, кто будет стремиться соблюдать заповеди Божии, тот начнет вкушать Божию благодать и Любовь, и тогда научится узнавать их вкус и в этой, и в будущей жизни.

Полный куплет песни «Огонь Вавилона» с этой строчкой выглядит так:

«Чтобы узнать вкус воды, нужно начать пить,

Но ты привык к лабиринту, забыл зачем тебе нить.

Ты выходишь к воротам, чтобы принять угловой,

И Вавилон играет в футбол твоей головой».

Здесь образ Вавилона[28] (башня до небес – вызов Богу) ассоциируется с лабиринтом жизни (без воды – без благодати Бога), также сопоставляется с состоянием ума («играет» – управляет твоей головой), как в еще одной песне Б.Б. Гребенщикова «Вавилон»: «Но Вавилон — это состоянье ума; понял ты, или нет, Отчего мы жили так странно две тысячи лет?». Также «Вавилон» противопоставляется, с одной стороны, подлинному вкусу воды – нити для выхода из лабиринта мирской потребительской суеты, а с другой – противоядию от пленения ума – благодати Божией. Только приобщаясь к ней, понимаешь, что «Вавилон никогда не был властен над тобой». Максимум – это ты сам, по глупости ли или по нерадению, давал дьяволу властвовать над твоим сознанием через страсти[29].

Но все же вернемся к основной рассматриваемой нами песне «Пришел пить воду». На мой взгляд, автор первыми строчками пытается обратить наше внимание на то, что мы можем жить, не задумываясь о том, что когда-то настанет момент «прийти пить воду» или задумываемся, однако зациклены на своих заблуждениях[30] (искажениях Истины) — по сути — идолах[31], подменяющих нам Бога. Истина же утоляет жажду водой вечной жизни, с одной стороны, всех желающих принять Ее, а с другой – людей, не засоряющих себя предрассудками.

«Железные скобы вбиты в крылья,

Источник задушен золотой пылью».

Под железными скобами можно понимать как материальные блага, так и в целом греховность. Источник благодати – воды живой – задушен, то есть золотая пыль – золото, деньги затмили его. Материальное стало важнее и вытеснило духовное[32] – образ ангельских крыльев. Устремление крыльев души к горнему[33], к высокому и чистому, к Царству Небесному (Царству иного мира), а не земному, пригвождены тяжелым грузом земных забот и проблем, которые связаны с материальными потребностями и только.

«Закрой за мной — едва ли я вернусь».

Выходя в мир сугубо материально заинтересованных людей, которые готовы пойти на многое ради достижения своих целей, пропадает уверенность в том, что ты вернешься из него целым физически, а тем более здоровым духовно.

Второй куплет начинается с повторяющейся дважды строки:

«Будешь в Москве, остерегайся говорить о святом».

Эти слова наводят на воспоминание строчки из Евангелия от Матфея: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас»[34]. Блаженный Феофилакт Болгарский[35] так трактует это место: «»Псы» — это неверные, а «свиньи» — это те, кто хотя и верует, но, тем не менее, ведет грязную жизнь. Итак, не должно говорить о тайнах веры пред неверными и произносить светлых и жемчужных слов богословия пред нечистыми, потому что свиньи попирают или пренебрегают тем, что им говорят, псы же, обратившись, терзают нас, что делают те, которые называются философами. Когда они услышат, что Бог был распят, они начинают терзать нас своими умствованиями, софизмами доказывая, что это невозможно»[36].[37]

Кстати говоря, об образах зверочеловеков. Преподаватель Библейской истории Санкт-Петербургской Духовной Академии Русской Православной Церкви протоиерей Евгений Горячев, трактуя евангельскую притчу о Страшном Суде[38], рассуждает так: «Страшный Суд страшен не тем, что Бог накажет всякий грех, то есть восстановит справедливость, а тем, что многие, думая, что они люди, увидят себя зверьем (ко́злищами), ввиду тех поступков, которые они совершали в жизни, и от этого удивятся, как и те, которые, думая, что они люди, увидят себя агнцами[39] (подобными Христу) <…> Бог не судит, а констатирует определенную сущность человека»[40], которую он сам в себе сформировал за время своей жизни. А в проповеди в Неделю[41] о Страшном Суде священник Евгений, цитируя песню Бориса Гребенщикова «Ангел», сказал следующее: «Крест – вот вечный символ того, что сделал Бог для того, чтобы ада не было. Но поскольку и перед Крестом наша человеческая свобода сохраняется, в случае, если я упорно хочу оказаться по левую сторону, я там и окажусь: «И в итоге, каждый умрет той смертью, которую придумает сам»[42].

Эти рассуждения также напоминают фильм Андрея Арсеньевича Тарковского «Сталкер», фрагменты которого составляют один из клипов к песне «Пришел пить воду». Сюжет картины заключается в том, что проводник по особым тропам водит людей в «зону» — аномальное охраняемое место, где при определенных обстоятельствах может сбыться одно самое заветное желание проведенного. Но проблема заключается в том, что человек, имея добрые намерения, идя в зону, может столкнуться с тем, что его настоящее, заветное желание – эгоцентрично. В исполнении подлинного желания он может узнать себя по-настоящему, поэтому самонадеянно считать, что я и так готов пить воду, что «Бог у меня в душе», очень опасно, и это может привести, в конечном счете, к катастрофе, что показывает нам кинолента.

«Не то, «кроткие, как голуби», поймают тебя».

Здесь опять ряд аллюзий на евангельский текст. Первая из них — на слова из перечня Заповедей блаженств[43] во время Нагорной проповеди[44] Иисуса Христа: «Блаженны кроткие[45], ибо они наследуют землю»[46] (выделено, курсив И.М.). Вторая – слова Христа, когда Он рассуждал об апостольской проповеди: «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби»[47] (выделено И.М.)[48].[49]

«»Безгрешные» оседлают тебя.

«Служители любви» вобьют тебя в землю крестом».

Конечно же, в последних трех строчках явно просматривается сарказм[50], который, с одной стороны, напоминает нам библейских фарисеев[51] и саддукеев[52], которые осудили Христа на распятие, а с другой — обращает наше внимание на недостойное поведение людей, позиционирующих себя православными, но по факту не являющихся таковыми, ввиду своего поведения. О таких людях Сын Божий Иисус Христос говорит так: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их»[53]. «Овечья одежда — это кротость, которой пользуются иные лицемеры с тою целью, чтобы льстить и обманывать. От своего плода они узнаются, то есть по делам и жизни. Хотя бы они на время и скрывались, но внимательными изобличаются»[54], — отмечает Блаженный Феофилакт Болгарский. Святитель Иоанн Златоуст пишет следующее по поводу этой евангельской цитаты: «Вот, кроме псов и свиней, другой род наветов и коварства, гораздо опаснее первого: те, по крайней мере, известны и явны, а эти – скрытны. Потому и Спаситель тех повелел только удаляться, а этих еще внимательно рассматривать, так как невозможно узнать их с первого взгляда. Потому и сказал: берегитесь, внушая тем большую тщательность в их распознавании.<…> Итак, говорит, не смущайтесь. Ничего не случится нового, или особенного. Дьявол всегда к истине присоединяет обман. Здесь под именем лжепророков, как мне кажется, Христос разумел не еретиков, но тех, которые, ведя развратную жизнь, прикрывают себя личиною добродетели, – каковых людей обыкновенно называют обманщиками»[55].

«А нищие духом блаженны — вопрос снят».

Еще один момент из Заповедей блаженств в Нагорной проповеди: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное»[56] (выделено И.М.).[57] Святитель Иоанн Златоуст так толкует это место в Евангелии: «Что значит: нищие духом? Смиренные и сокрушенные сердцем. Духом Он назвал душу и расположение человека. Так как есть много смиренных не по своему расположению, а по необходимости обстоятельств, то Он, умолчав о таких (потому что в том не велика слава), называет, прежде всего, блаженными тех, которые по своей воле смиряют себя и уничижают. Почему же не сказал Он: смиренные, а сказал: «нищие»? Потому что последнее выразительнее первого; нищими Он называет здесь тех, которые боятся и трепещут заповедей Божьих, которых и через пророка Исаию Бог называет угодными Себе, говоря: «на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего перед словом Моим (Ис. 66:2)»[58].

В этой строчке, на мой взгляд, автор песни показывает, что подлинные служители Любви[59], а не те, кто выдают себя за таковых, достойны получить обещанное Богом блаженство — Царство Небесное. И здесь «вопрос снят» – он не обсуждается, потому что так заповедано Самим Богом.

«Но имеющие уши — слышат, и Покров свят».

И не смотря на все несовершенства, происходящие в этом мире, по словам Евангелия, остаются те люди: «Кто имеет уши слышать, да слышит!»[60] (эти слова Христос говорит после повествования Притчи о сеятеле[61]), а Покров[62] Пресвятой Богородицы[63] и Ее непрестанные молитвы Своему Сыну и Отцу нашему Небесному за весь род человеческий ничуть не оскверняются злыми делами людей.

«Бессмысленны против и за,

Просто что-то изменилось у тебя в глазах.

Когда соль теряет силу — она становится яд».

Эту часть песни, думаю, стоит трактовать с конца. Нельзя не вспомнить, что альбом, в котором содержится эта песня, называется «Соль»[64]. «»Вы соль земли», – цитировал Евангелие от Матфея Борис Гребенщиков, анонсируя в социальных сетях свой новый альбом «Соль», тем самым давая понять, о чём именно пойдёт речь в новых песнях. «Когда соль теряет силу – она становится яд» – главная идея альбома, вокруг которой выстроены остальные композиции. <…> «Соль» – это альбом-предостережение, альбом-исповедь. Если угодно – призыв к самоочищению, работе исключительно над собой. Собственно, об этом Борис Борисович поёт уже не одно десятилетие, но, даже осознавая это, в его песнях будут находить политические аспекты, притягивать за уши к происходящим вокруг процессам, хотя все произведения не о том, что снаружи, а о том, что внутри. Но – «сколько бы ни пели — всё равно, что молчали». Что поделать, каждый видит лишь то, что хочет, винить мир легче и проще, чем меняться самому. <…>  Кто-то увидел в этом альбоме сидящего на руинах дедушку, поющего о стране, мне же видится просто уставший человек, сокрушающийся о том, что «ничто из того, что было сказано, не было существенным», понимающий, что все проблемы внутри каждого, но достучаться и объяснить это, к сожалению, не представляется возможным, потому что «те, кому я протягивал руку, спотыкались и сбивались с пути»»[65], — отмечает в рецензии на альбом обозреватель «Репродуктора» Дмитрий Мех.

«Когда соль теряет силу — она становится яд».

В Нагорной проповеди, обращаясь к ученикам, Христос говорит: «Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу[66], то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям»[67].[68] Вот как толкуется это место в Троицких листках[69]: «Преподав ученикам столь высокие и трудные заповеди, Господь показывает далее, для чего им необходимы такие заповеди: учение, которое вам поручается, как бы говорит Он, преподается не вам одним, но и всей вселенной. Вся земля заражена зловонием греха: вы Моим учением должны уничтожать эту заразу. «Вы — соль земли». Как соль делает соленой пищу, так и вы, Мои ученики, должны всех делать Моими учениками; немного нужно соли, чтобы сделать пищу вкусной и здоровой; немного и вас, но во весь мир вы пронесете Мое учение. Соль предохраняет пищу от гниения; так и вы должны предохранять людей от зловония греха Моим спасительным учением, своей молитвой и примером святой жизни своей. Другие через вас должны исправляться: но если вы сами будете неисправны и впадете в заблуждение, то погубите с собой и других; «Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою?» Если учитель потеряет ум, если не будет учить, обличать и исправлять, и разленится, то чем исправится? «Она (потерявшая силу соль) уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям». Так и недостойный учитель должен быть лишен учительства и подвергнут презрению. Если бы вы, ученики Мои, потеряли благодать Мою, то что же тогда может укрепить вас? Что тогда может дать вам силу к обновлению мира? Вас будут злословить, но так и быть должно. Соль своей едкостью неприятна на вкус людей сластолюбивых, так и вас не полюбят люди грехолюбивые, они будут вас преследовать, но не бойтесь: повредить они вам не могут. Если же вы устрашитесь злословия и оставите необходимую для вас твердость, то все вас будут презирать, а это-то и значит быть попираемым. Хотя соль и отличается едкостью, остротой вкуса, однако же, ее с удовольствием примешивают к пище; так и вашей твердости, и вашему терпению должны удивляться самые враги ваши — язычники, и через это познавать истину Мою. Что же это за дивная сила, которая учеников Христовых делает солью земли? Это благодать Святаго Духа, обитающая в чистой душе христианина. Она же соделывает их и светом мира»[70].[71]

Важно также, что с позиции христианской антропологии все люди имеют  единую природу, хотя и поврежденную грехом. И когда отдельная личность совершает грех, от этого страдает и подвергается разрушению все тело Церковного организма. Так как Церковь есть Тело Христово, а люди – члены этого Тела. И когда один человек «теряет соль» – свою живительную силу – он начинает отравлять весь организм и его необходимо временно ампутировать – наложить епитимью[72] – до восстановления и выздоровления.

«Бессмысленны против и за.

Просто что-то изменилось у тебя в глазах».

Когда «соль теряет силу» – огонь тухнет в глазах человека, и его поступки говорят о том же, уже не так важно какую он сторону принимает на словах в той или иной ситуации: «за» или «против», так как по существу выбор уже сделан, и не в лучшую сторону, об этом говорит изменившийся взгляд, и об этом он обязательно узнает на Страшном Суде, когда увидит в отражении воды, которую придет пить, не агнца, а ко́злище.

В конце песни первый куплет повторяется еще раз, но последняя строчка заканчивается иначе. Мне это напоминает способ построения сюжета, как, например, в фильмах у Квентина Джерома Тарантино[73]. Когда в начале киноленты мы видим последний эпизод всей истории, но только в самом конце картины узнаем, чем этот эпизод закончился. Так и здесь: «Закрой за мной… я не вернусь». В последней строчке сомнений или разных вариантов окончания, как в первом куплете, уже нет, теперь это утвердительная форма.

P.S. «Песня – это чудо. Ее можно трактовать и трактовать. <…> А то что не все понимают библейские аллюзии – ну, что тут можно поделать?»[74], — ответил Б.Б. Гребенщиков на один из вопросов на камерном концерте в арт-клубе при Московской духовной академии.

[1] Владимир Романович Легойда — профессор МГИМО, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.

[2] Алексей Всеволодович Нестерук — профессор космологии и квантовой физики Института космоса и гравитации Портсмутского Университета, научный сотрудник Института православных христианских исследований (Кембридж), Великобритания, а также преподаватель Библейско-богословского института Апостола Андрея (Москва).

[3] В статье для удобства все слова, которые, на мой взгляд, могут вызвать недопонимание для той или иной аудитории выделены курсивом, имеют сноску и определение в ней. Также в сносках есть дополнительный материал или ссылки для аргументированности и более объемного понимания того, о чем идет речь в определенной части статьи.

[4] См.: Евангелие от Матфея. Глава 25, стихи 14-30 (Мф. 25:14-30).

[5] Стоит заметить, что Евхаристия (εὐχᾰριστία) с греческого языка переводится как благодарение.

[6] Греческое слово «κύριος» может быть переведено и как Господин, и как Господь.

[7] Борис Гребенщиков — советский и российский поэт и музыкант, лидер рок-группы «Аквариум», один из «отцов-основателей» русской рок-музыки. На счету музыканта более 30 альбомов, выпущенных в составе «Аквариума», сольные пластинки и участие в проектах друзей-музыкантов. Музыка Гребенщикова звучит в таких фильмах, как «Асса» (1987), «Город» (1989), «Дом под звездным небом» (1991), «Азазель» (2002), Иерей-сан. Исповедь самурая (2015) и многих других. Много лет назад артист получил прозвище БГ // http://goodsongs.com.ua/info5542_boris-grebenshikov.html.

[8] Борис Гребенщиков исповедуется у духовника и причащается, рассказал игумен Сергий (Рыбко) // http://www.pravmir.ru/boris-grebenshhikov-ispoveduetsya-u-duxovnika-i-prichashhaetsya-rasskazal-igumen-sergij-rybko.

[9] Таинство Евхаристии (Причастие) — есть Таинство, в котором верующему под видом хлеба и вина преподается истинное Тело и истинная Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Евхаристия – главное Таинство Церкви, в нём осуществляется то, к чему призван христианин – единению с Господом, Богообщению.

[10] Бог Дух Святой – третье Лицо (Ипостась) Святой Троицы. (При нанесении крестного знамении христиане обычно произносят молитву: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа» — это и есть троичная формула христианской веры).

[11] Божественная литургия (греч. λειτουργία — «служение», «общее дело») — главнейшее христианское Богослужение.

[12] См.: «Ланчанское чудо» — https://azbyka.ru/lanchanskoe-chudo.

[13] Мета́фора — слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака.

[14] Аллю́зия (лат. allusio «намёк, шутка») — стилистическая фигура, содержащая указание, аналогию или намёк на некий литературный, исторический, мифологический или политический факт, закреплённый в текстовой культуре или в разговорной речи.

[15] Реминисце́нция (лат. reminiscentia, воспоминание) — элемент художественной системы, заключающийся в использовании общей структуры, отдельных элементов или мотивов ранее известных произведений искусства на ту же (или близкую) тему. Одним из главных методов реминисценции (по определению — воспоминания) является аллюзия и ретроспекция рефлексирующего сознания.

[16] Аквариум. Альбомы. Борис Гребенщиков. Соль (2014). Пришел пить воду // http://www.aquarium.ru/discography/salt.html#@02.

[17] См.: Евангелие от Иоанна. Глава 4, стихи 1-42 (Ин. 4:1-42).

[18] Колодец Иакова (Бир-Якуб) — высеченный в скале глубокий (около 35 м) колодец в Наблусе. В религиозной традиции колодец ассоциируется с Иаковом более двух тысячелетий. Он расположен недалеко от археологических раскопок Тель-Балата (предположительно, библейского Сихема) на северо-западной стороне горы Гаризим.

[19] В Евангелии сказано, что «было около шестого часа» (Ин. 4:6). Дневное время согласно еврейскому отсчету времени начиналось с восхода солнца (примерно 6 часов утра по-нашему) и оканчивалось с заходом солнца. Сутки начинались с вечера, т.е. с захода солнца и оканчивались следующим вечером.

[20] См.: https://ru.wikipedia.org/wiki/Гризим.

[21] Благодать Святого Духа в Писании называется иногда огнем, иногда водою, и это показывает, что такие наименования выражают не существо Его, а только действие, потому что Дух как существо невидимое однородное, не состоит из различных сущностей. Так огнем называет Его Иоанн, говоря: «Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Мф. 3:11), а водою именует Христос: «у того из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять» (Ин.7:38,39). Так и беседуя с женою, водою называет Духа: «кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек». Называется же Дух огнем – для означения теплоты благодати, которую Он возбуждает, и истребления грехов; а водою – для выражения чистоты и обновления, сообщаемого от Него душам, приемлющим Его.

(Святитель Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Иоанна, беседа 32 // http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/zlatoust/tom_8_1/txt32.html).

[22] Евангелие от Иоанна. Гл. 4, ст. 10 (Ин. 4:10).

[23] Евангелие от Иоанна. Гл. 4, ст. 13-14 (Ин. 4:13-14).

[24] Толкование на Евангелие от Иоанна святого Иоанна Златоуста, беседа 33 // http://mission-center.com/tolkovaniy-sv-pisaniy/357-sv-ioann-zlatoust/7607-tolk-na-evangelie-ot-ioanna.

[25] Святитель Иоанн Златоуст (ок. 347 — 14 сентября 407) — архиепископ Константинопольский, богослов, почитается как один из трёх Вселенских святителей и учителей вместе со святителями Василием Великим и Григорием Богословом.

[26] Десять Заповедей или Закон Божий (др.-греч. δέκα λόγοι, «декалог» — букв. десятисловие) — предписания, десять основных законов, которые, согласно Пятикнижию, были даны Моисею самим Богом, в присутствии сынов Израиля (Иакова), на горе Синай на пятидесятый день после Исхода из Египта           (Исх. 19:10-25).

[27] Евангелие от Иоанна. Гл. 14, ст. 15-21 (Ин. 14:15-21).

[28] 1) Вавилонская башня — башня, которой посвящено библейское предание, изложенное в 11 главе книги Бытие (Быт. 11:1-9).

2) «Вавилон» в растафарианстве (любители музыкального стиля регги) – это образ жизни современного западного общества, его социально-политической системы, основанной на западных либеральных ценностях. Образ «Вавилона» противостоит принципам братской любви, доброжелательности ко всем людям.

[29] Страсть — греховное расположение и навык человека, влекущий его к нарушению заповедей Божьих. Страсть с церковнославянского языка переводится как страдание. То есть это однокоренные слова. Страдание, терзание. То, что не даёт спокойно жить. То, что жить мешает. Что постоянно тревожит, гнетёт и мучает.

[30] Ересь — сознательное отклонение от общепринятого религиозного учения, предлагающее иной подход к религиозному учению.

[31] Идол — кумир, фантом, предмет слепого поклонения. В переносном смысле слово идол употребляется для обозначения относительных и ограниченных идей и принципов, которым ошибочно придается абсолютное значение.

[32] «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6:24).

Маммона — в Новом Завете служит олицетворением богатства, от служения которому предостерегаются верующие.

[33] Го́рний (поэт., устар.) — находящийся в выси, в вышине или на возвышении; горнее место — это место у центральной части восточной стены алтаря, находящееся прямо напротив престола.

Алтарь — на православном христианском Востоке алтарем называют возвышенную восточную часть христианского храма, предназначенную для священнослужителей и обычно отделенную от средней части храма иконостасом.

Престол — в христианском храме стол, находящийся в середине алтаря, освящённый архиереем для совершения на нём Евхаристии.

[34] Евангелие от Матфея. Глава 7, стих 6 (Мф. 7:6).

[35] Блаженный Феофилакт Болгарский — архиепископ Охрида в византийской провинции Болгарии (ныне Республика Македония), крупный византийский писатель и богослов, толкователь Священного Писания. Жил во второй половине XI века — начале XII века.

[36] Блаж. Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Матфея // http://bible.optina.ru/new:mf:07:06

[37] Под именем же псов Он здесь разумел тех, которые живут в неисцельном нечестии, без всякой надежды исправления; а под именем свиней – всегда живущих невоздержно; все таковые, по слову Его, недостойны слушать высокое учение. То же самое и Павел выразил, сказав: Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием (1Кор.2:14). И во многих других местах Он развращение жизни поставляет причиною того, что не приемлется совершеннейшее учение. Потому и повелевает таким людям не отворять дверей, потому что, узнавши, они становятся еще более дерзкими. Когда это учение открывается людям признательным и благомыслящим, то они благоговеют пред ним; а люди безнравственные уважают более тогда, когда его не знают. Итак, поелику по природе своей такие люди не могут познать этого учения, то пусть будет оно от них скрыто, говорит Спаситель, чтобы, по крайней мере, почтили его по причине своего неведения.

И свинья не знает, что такое бисер, а если не знает, то пусть и не видит, чтобы не попрала того, чего не знает. Ничего, кроме только еще большего вреда, не произойдет от слушания для людей с таким расположением. <…> Таков смысл слов Христовых: Чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас. Но скажешь: святыня должна быть так крепка, чтобы и по узнании осталась непобедимою, и другим не подавала случая вредить нам? Нет, не она подаст к тому случай, но то, что приемлющие ее – свиньи. Так и бисер попираемый – не потому попирается, что достоин пренебрежения, но потому, что попал к свиньям. И хорошо сказано: обратившись, не растерзали вас. В самом деле, сначала они принимают на себя личину кротости, чтобы узнать; потом, когда узнают, сделавшись совсем иными, ругаются, поносят, смеются над нами, как бы над обманутыми. Потому и Павел говорит Тимофею: Берегись его и ты, ибо он сильно противился нашим словам (2Тим.4:15). И в другом месте: Таковых удаляйся (2Тим.3:5). И еще: Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся (Тит.3:10).

От того-то и мы, совершая таинства, затворяем двери и возбраняем вход непросвещенным – не потому, будто мы признаем недействительность совершаемых таинств, но потому, что еще многие не довольно к ним приготовлены. От того-то и сам Христос многое говорил иудеям в притчах, что они видя не видели (Мф.13:13). Потому и Павел повелел дабы вы знали, как отвечать каждому (Кол.4:6).

(Свт. Иоанн Златоуст. Толкования на Евангелие от Мф. 7:6 // http://bible.optina.ru/new:mf:07:06).

«Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем. Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому (Кол.4:5-6).

[38] См.: Евангелие от Матфея. Глава 25, стихи 31-46 (Мф. 25:31-46).

[39] Агнец —    ягнёнок (реже козлёнок), который выступал как искупительная жертва, прообраз Иисуса Христа. В переносном значении это слово обозначает кроткого, послушного человека.

[40] Горячев Е., свящ. Курс лекций «Введение в Священное Писание Ветхого и Нового Завета».

[41] Неделя (ст.-слав. Недѣля) – воскресение.

[42] Проповедь в Неделю о Страшном Суде — протоиерей Евгений Горячев // http://azbyka.ru/propovedi/propoved-v-nedelyu-o-strashnom-sude-protoierej-evgenij-goryachev.shtml.

[43] Заповеди блаженства — согласно христианскому вероучению, это часть заповедей Иисуса Христа, произнесённая им во время Нагорной проповеди и дополняющая Десять заповедей Моисея. Заповеди блаженства вошли в Евангелие (Мф. 5:3—12 и Лк. 6:20—23).

[44] Нагорная проповедь — собрание изречений Иисуса Христа в Евангелии от Матфея и в Евангелии от Луки, преимущественно отражающих моральное учение Христа.

[45] Кроткие — это слово также переводится как тихий, ласковый, спокойный, сдержанный, ручной, прирученный. Все эти значения можно передать одним словом – беззлобный.

[46] Евангелие от Матфея. Глава 5, стих 5 (Мф. 5:5).

[47] Евангелие от Матфея. Глава 10, стих 16 (Мф. 10:16).

[48] Как змей ничего не бережет и, когда самое тело его рассекают на части, не сильно защищается, чтобы только соблюсти голову, так и ты, говорит Христос, все отдай: и имение, и тело, и самую душу – кроме веры.

Вера есть глава и корень; если ты сохранишь ее, то хотя бы и все потерял, опять все приобретешь с большей славой. Вот почему Господь и повелел быть им не простыми только и незлобивыми, и не мудрыми только, но совокупил то и другое, чтобы из того и другого составилась добродетель: Он требовал змеиной мудрости для предостережения от опаснейших поражений, а голубиного незлобия – для предотвращения мстительности за обиды и отплаты за наветы, потому что нет никакой пользы и в мудрости, когда она не соединена с незлобием.

Что может быть строже этих повелений? Не достаточно только претерпевать бедствия: нет, – говорит, – Я не позволяю тебе за то даже и гневаться (это и значит быть голубем).

(Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Матфея // http://bible.optina.ru/new:mf:10:16).

[49] Хочет, чтобы ученики его были и мудры. Чтобы, слыша, что они сравнены с овцами, ты не подумал, что христианин должен быть слабоумным, говорит: он должен быть и мудрым, зная, как надобно жить среди массы врагов. Как змея все свое тело подставляет под удары, а голову охраняет, так и христианин все должен отдавать бьющим его, даже тело свое, а голову, которая есть Христос и вера в Него, должен беречь; как змея, сжимаясь в какой-нибудь скважине и проползая, скидает с себя старую кожу, так и мы, идя тесным путем, должны совлекать с себя ветхого человека. Но так как змея и вредит, то Господь повелевает нам быть простыми, то есть чистыми, незлобивыми и безвредными, как голуби, ибо последние, лишаясь даже детей и будучи преследуемы, тотчас возвращаются к своим хозяевам. Итак, будь мудр, как змея, чтобы не смеялись над тобою в жизни, но чтобы все твое было безукоризненным. Что же касается вреда в отношении к другим, то будь как голубь, то есть незлобив, прост.

(Блаж. Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Матфея // http://bible.optina.ru/new:mf:10:16).

[50] Сарказм — один из видов сатирического изобличения, язвительная насмешка, высшая степень иронии, основанная не только на усиленном контрасте подразумеваемого и выражаемого, но и на немедленном намеренном обнажении подразумеваемого.

[51] Фарисеи — представители религиозно-политической секты в Древней Иудее, отличавшиеся показным, лицемерным исполнением правил благочестия.

Секта — религиозная группа, община или другая подгруппа, отколовшаяся от основного религиозного направления.

[52] Саддукеи — иудейская секта, часто упоминаемая в Новом Завете. Они учили, что в будущем веке не будет ни вечного блаженства, ни вечных мучений для праведных и нечестивых людей; отрицали бытие Ангелов и злых духов и будущее воскресение мертвых.

[53] Евангелие от Матфея. Глава 7, стихи 15-16 (Мф. 7:15-16).

[54] Блаж. Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Матфея. // http://bible.optina.ru/new:mf:07:15.

[55] Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Матфея // http://bible.optina.ru/new:mf:07:15.

[56] Евангелие от Матфея. Глава 5, стих 3 (Мф. 5:3).

[57] Выставляет смирение, как основание жизни. Так как Адам пал от гордости, то Христос восстановляет нас через смирение. Ибо Адам надеялся быть Богом. Сокрушенные душой — это нищие духом.

(Блаж. Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Матфея. // http://bible.optina.ru/new:mf:05:03).

[58] Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на Евангелие от Матфея // http://bible.optina.ru/new:mf:05:03.

[59] «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем». (1-ое послание апостола Иоанна богослова гл. 4, ст. 16);

«Любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1 Ин. 4: 7–8);

«Станем любить не словом или языком, но делом и истиною» (1 Ин. 3: 18) // http://www.pravoslavie.ru/90602.html.

[60] Евангелие от Матфея. Глава 13, стих 43 (Мф. 13:43).

Контекст этой цитаты таков: «Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего: пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит! (Мф. 13: 40-43).

Господь показывает, что приобретшие духовные уши должны понимать это духовно. Многие имеют уши, но не для того, чтобы слушать.

(Блаженный Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Матфея // http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-evangelie-ot-matfeja/13).

Плевелы — сорные травы, как-то: куколь, дикий овес и другие растущие среди пшеницы. Отцы Церкви описывают плевелы как особое растение, несколько похожее на пшеницу, но вредное по своим семенам.

[61] См.: Мф. 13:3-23; Мк. 4:3-20; Лк. 8:5-15.

[62] 1) Покров (амафор или мафорий) Богоматери — верхняя одежда; длинное женское покрывало, спускающееся с головы до пят. Это одна из важнейших реликвий, связанных с ее памятью; с 474 г. он находился во Влахернском храме Богоматери в Константинополе.

2) Покров Пресвятой Богородицы – великий праздник в память чудесного события явления Богородицы, при котором она покрыла верующих своим мофорием (произошло в 910 году в Константинополе).

[63] Пресвятая Богородица (Матерь Божия) — в христианстве земная мать Иисуса Христа, одна из самых почитаемых личностей и величайшая из христианских святых.

[64] Записано осенью 2013, весной, летом и осенью 2014 в Лос Анжелесе, Лондоне и Санкт-Петербурге (http://www.aquarium.ru/discography/salt.html#@10).

[65] Мистерия звука, 2014 // http://reproduktor.net/2014/11/boris-grebenshhikov-sol/.

[66] Нам это трудно себе представить. Но это высказывание вполне могло возникнуть в палестинской среде. Соль, добываемая из Мертвого моря, из-за неких химических процессов или загрязнения могла легко потерять свою ценность как соль.

(Беседы на Евангелие от Марка, прочитанные на радио «Град Петров» архимандритом Ианнуарием (Ивлиевым). Беседа № 23: «О соли» (Мк.9:49–50) // http://azbyka.ru/ivliev/beseda=23.shtml).

[67] Евангелие от Матфея. Глава 5, стих 13 (Мф. 5:13).

[68] Параллельное место в Евангелии от Луки: «Соль – добрая вещь; но если соль потеряет силу, чем исправить ее? ни в землю, ни в навоз не годится; вон выбрасывают ее. Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Лк.14:34–35) // http://azbyka.ru/ivliev/beseda=23.shtml; и в Евангелии от Марка: «Ибо всякий огнем осолится, и всякая жертва солью осолится. Соль – добрая вещь; но ежели соль не солона будет, чем вы ее поправите? Имейте в себе соль, и мир имейте между собою» (Мк. 9:49-50) // http://azbyka.ru/ivliev/beseda=23.shtml.

[69] Троицкие листки — духовно-нравственное чтение для народа, публикуемое Троице-Сергиевой Лаврой с конца 19 века.

[70] Троицкие листки // https:// zapovedi.wordpress.com/содержание/троицкие-листки-мф-5-7.

[71] Учение, которое вам поручается, говорит Христос, должно относиться не к одной только вашей жизни, но и ко всей вселенной. Я посылаю вас не в два, не в десять, не в двадцать городов, посылаю не к одному народу, как некогда пророков, но на сушу и море, во всю вселенную, притом преисполненную зла. Словами: «Вы есть соль земли», Христос показал, что все человечество помрачилось и повредилось от грехов. Потому-то Он и требует от учеников таких добродетелей, которые были особенно необходимы и полезны к исправлению других. В самом деле, кто кроток, тих, милостив и праведен, тот не для себя только одного творит добрые дела, но старается эти благие источники добра излить и на пользу других. Также и чистый сердцем и миролюбивый и гонимый за истину живет для блага общего. <…> Что же? Неужели они, в самом деле, исправили то, что уже испортилось? Нет, так как солью нельзя помочь тому, что уже испортилось. Они этого и не делали, а осоляли уже прежде исправленное, им переданное и освобожденное от зловония, содержа и сохраняя в том самом обновлении, в каком приняли от Господа. Освободить от зловония греховного — было дело Христа. Апостолы же должны были трудиться и заботиться о том, чтобы исправленное опять не пришло в первое свое состояние. <…> Быть благоразумными особенно нужно тем, от которых зависит спасение других, и столько нужно им иметь в себе добродетели, чтобы можно было уделять ее в пользу других. Если вы не будете такими, то и сами не спасетесь.

Итак, не огорчайтесь, если слова Мои кажутся вам тяжкими. Через вас и другие заблудившиеся могут образумиться, а если вы утратите свою силу, то погубите с собой и других. Поэтому, чем важнее возложены на вас обязанности, тем более вы должны иметь ревности.

(Свт. Иоанн Златоуст. Толкования на Мф. 5:13 // http://bible.optina.ru/new:mf:05:13).

[72] Епитимья́ (др.-греч. ἐπιτιμία, «особое послушание») — исполнение исповедовавшимся христианином, по назначению священника, принимавшего таинство покаяния, тех или иных дел благочестия; имеет значение нравственно-исправительной меры. Это может быть предписание особого поста, молитвенного правила или поклонов, и даже временное отлучение от причастия.

Православное каноническое право определяет епитимью не как наказание или карательную меру за совершенные грехи, но как «врачевание духовное».

[73] Всем фильмам Тарантино присущ особый почерк, благодаря которому невозможно спутать его фильмы с работами других режиссёров. Прежде всего, его фильмы отличаются нелинейной структурой (часто использует нетрадиционное повествование, например, возвращение к прошлым событиям в «Бешеных псах», нелинейность повествования в «Криминальном чтиве» или повествование по главам в «Убить Билла» и «Бесславных ублюдках», «Омерзительная восьмёрка») // https://ru.wikipedia.org/wiki/Тарантино,_Квентин.

[74] 15 вопросов о вере Борису Гребенщикову // http://www.pravmir.ru/15-voprosov-borisu-grebenshhikovu.