В Общецерковной аспирантуре и докторантуре в рамках XXVI Международных Рождественских образовательных чтений прошел круглый стол «Теология в современном мире: российский и зарубежный опыт». По благословению ректора Общецерковной аспирантуры митрополита Волоколамского Илариона мероприятие открыл проректор по научной работе Общецерковной аспирантуры и докторантуры профессор Д.В. Шмонин. В круглом столе приняли участие профессора, преподаватели, научные сотрудники, работники епархий, представляющие светские и церковные вузы, синодальные и епархиальные отделы из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Республики Татарстан, других регионов России.

С докладами выступили: проректор по научной работе Общецерковной аспирантуры и докторантуры профессор Д.В. Шмонин; заведующий сектором философии религии Института философии РАН профессор В.К. Шохин; профессор кафедры богословия и литургики Общецерковной аспирантуры и докторантуры доктор философских наук Г.В. Вдовина; заместитель председателя Синодального миссионерского отдела кандидат философских наук игумен Серапион (Митько).

В своем докладе «О возвращении наук к теологии?» Д.В. Шмонин предложил рассматривать вызывающий споры вопрос о месте теологии в системе современного знания, отталкиваясь от классификации наук, предложенной акад. Б.М.Кедровым (1903-1985). Если рассматривать «треугольник Кедрова» не как схему всей дисциплинарно организованной науки, но как основание стереометрической классификации, в которой по вертикали, по мере подъема к вершине тетраэдра, можно отразить и переходы от эмпирического знания к теоретическому, и ценностно-мировоззренческие уровни научного и философского знания. В этой схеме теологию можно описать как высший слой, примыкающий к вершине пирамиды, поскольку теология является источником базовых абсолютных ценностей, присутствие которых не предусматривается в схеме Кедрова.

В докладе проф. В.К. Шохина «Теология в современном мире и современная проблематика в теологии» прозвучала критика паспорта научной специальности «Теология». По мнению докладчика, существующий паспорт фактически воспроизводит структуру специальности «Религиоведение», поэтому нуждается в существенной доработке, в уточнении собственного характера теологии как науки и ее отличия от религиоведения. В.К. Шохин высказал ряд конкретных замечаний как по формуле специальности, единой для всех религий, так и по пунктам, раскрывающим ее содержание.

Комментируя важные замечания проф. В.К. Шохина, ведущий мероприятие проф. Д.В. Шмонин отметил, что существующий паспорт специальности сыграл свою роль, когда важно было в принципе обеспечить включение теологии в классификацию научных специальностей ВАК. По итогам Первой Всероссийской  конференции «Теология в гуманитарном образовательном пространстве» было сформулировано предложение о религиозно-конфессиональном принципе деления отрасли «Теология» на группы специальностей. Предложения, поддержанные Святейшим Патриархом Кириллом, представлены в Министерство образования и науки России. Таким образом, следующим шагом может стать разработка нескольких паспортов, соответствующих особенностям каждой из традиционных религий, имеющих систематическую теологию.

В своем докладе: «В какой методологии работать аспиранту-теологу?» Г.В. Вдовина отметила, что существует проблема точного понимания, что такое «теология», принятая ВАК в качестве научной специальности. От церковного богословия она отличается, во-первых содержанием, будучи рефлексией второго порядка над первичной богословской мыслью, и, во-вторых, методами, которые предполагают самоограничение в научно-исследовательской работе общими принципами методологии гуманитарных наук. По мнению Г.В. Вдовиной, основная задача состоит в том, чтобы, не смешивая специфические задачи церковного богословия и университетской теологии, обеспечить их взаимодополнительность и взаимовлияние.

Игумен Серапион в своем выступлении «Может ли теолог быть религиоведом, а религиовед теологом?» затронул вопрос противопоставления теологии и религиоведения. Он указал, что в рамках дискуссий о научности теологии религиоведение и теология представляются в качестве двух противоположных полюсов знания о религии, при этом религиоведению усваивается научность, а теологию этого статуса нередко лишают. Однако, их видимые противоречия не настолько очевидны при более пристальном рассмотрении: исторически отечественное религиоведение возникает из потребности теолога в изучении иной религиозной традиции. По мнению отца Серапиона, институализация теологии в качестве отрасли научных специальностей может стать важным фактором развития отечественного религиоведения.

В вопросах и репликах участников мероприятия звучала востребованность тематики круглого стола и необходимость дальнейших дискуссий по содержательным и терминологическим вопросам, связанным с развитием теологии.