8 (800) 700-86-10    8 (495) 628-38-22 missotdel@gmail.com

ДОКУМЕНТ УТВЕРЖДЕН ОПРЕДЕЛЕНИЕМ СВЯЩЕННОГО СИНОДА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 6 ОКТЯБРЯ 1995 Г. (ЖУРНАЛ № 4043)

I. ЗАДАЧИ КОНЦЕПЦИИ
Настоящая концепция определяет направления возрождения миссионерского делания во всех его формах на основе как внутренних потребностей церковного организма, так и вызовов, которые делает ей состояние современного общества, нуждающегося в духовном очищении и обновлении.

В то же время решительного ответа Русской Православной Церкви требует активная прозелитическая деятельность инославных церквей и религиозных объединений, нехристианских религий, а также различных сект на канонической территории нашей Церкви, представляющая угрозу для духовного здоровья людей, крещённых в Православии или связанных с ним духовными корнями через национальные традиции и культуру.

II. ПРАВОСЛАВНОЕ ПОНИМАНИЕ МИССИИ
1. Миссия, или свидетельство, присуща природе Церкви и заключается в провозглашении Благой вести всему творению (Мк. 16,15). Православная Церковь именуется Апостольской не только потому, что члены Церкви «утверждены на основании Апостолов» (Ефес. 2:20), но и особенно потому, что через Неё проповедь апостолов Иисуса Христа продолжается до сего дня, и Она постоянно возрастает за счет Своих членов. Она непрерывно растёт как единосущная той Церкви, Которая родилась в День Пятидесятницы, когда крестилось «душ около трех тысяч» (Деян. 2:41).

Миссия, как апостольство, всегда составляла главнейшую из обязанностей церковных людей как исполнение заповеди Господа Своим ученикам: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча соблюдать их все, что Я повелел Вам» (Мф. 28:19-20).

2. Православное понимание миссии основывается также на тринитарном ее измерении. Источник миссии — в Пресвятой Троице, Которая выражает Себя через послание Иисуса Христа Отцом в Святом Духе (Ин. 20:21-22). Это послание включено в план Домостроительства нашего спасения, «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

Отсюда, смысл миссии Православной Церкви заключается в том, что она не нацелена только на передачу интеллектуальных убеждений, нравственных идеалов, но на передачу опыта Богообщения, жизни общины, существующей в Боге. Тринитарное понимание миссии предполагает, что задача миссии состоит в проекции на человеческие отношения отношений, которые существуют внутри Святой Троицы. Бог в Самом Себе есть жизнь общины, и Божие участие в истории направлено на приведение человечества (и творения вообще) в эту общину самой жизнью Бога.

3. Миссия Церкви имеет сокровенную связь с Воскресением Христовым, когда апостолам было дано повеление идти научить все народы (Мф. 28:18-20). Благовестие Церкви, таким образом, должно свидетельствовать о Христе как о Воскресшем Господе и вводить в мир Его Царство — «новое небо и новую землю» (Откр. 21:1), открывающееся в совершении Евхаристии. Через Литургию и исполнение заповедей происходит явление в силе Животворящего Духа Святаго Самого Иисуса Христа как Господа и введение в мир действительного Царства Божия.

4. Православное понимание миссии предполагает, что вселенская миссия является эсхатологическим событием, когда Евангелие будет проповедано «до скончания века» (Мф. 28:20). Именно эта эсхатологическая перспектива определяет правильное взаимоотношение между миссией и национальной культурой, ведь целью миссии всегда остается преображение всего космоса — человечества и природы, по слову апостола Павла, «да будет Бог все во всем» (1 Кор. 15:28).

Поэтому миссия состоит в том, чтобы приближаться к миру, освящать и обновлять его, вкладывать новое содержание в старый образ жизни, принимать местные культуры и способы их выражения, не противоречащие христианской вере, преобразуя их в средства спасения.

III. ПРИНЦИПЫ МИССИОНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

В день самого зарождения Церкви — Святой Пятидесяитницы — были установлены принципы церковной миссии.

1. Принцип использования разных языков. Благодаря воздействию Святаго Духа, ученики «начали говорить на иных языках», а толпа, собравшаяся по этому случаю, пришла в смятение, «ибо каждый слышал их говорящих его наречием» (Деян. 2: 1—9). В тот день было обнаружено, что для того, чтобы слушатели понимали Евангелие, его надо провозглашать на их «собственном языке».

2. Принцип универсальности. Когда среди первых учеников возникли вопросы о просвещении и крещении язычников, то одно видение, посланное Петру Господом нашим, побудило его признать: «Истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему». (Деян. 10:34—35).

3. Принцип церковной рецепции культуры. Он лучше всего выражен святым апостолом Павлом: «Для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона — как чуждый закона, — не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, — чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых. Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его» (1 Кор. 9: 20—23). Этот принцип предполагает учёт особенностей возрождения миссии в различных контекстах: инославном и инорелигиозном, городском и сельском, молодёжном и т.д.

4. Принцип свободы во Христе. Сам Господь указал нам условия истинной свободы в нас: «и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32). Христианское понимание свободы отлично от секулярного понимания религиозной свободы как равенства всех религий между собой, что часто используется различными «миссионерами» в их прозелитической деятельности. Русская Православная Церковь, как держащая полноту Истины и являющаяся свидетельницей Апостольской истины, исходит из того, что на её канонической территории Православие было и является историческим и культурным основанием для объединения людей и приведения их ко Христу. Применение законов светского общества, без учёта этого фактора, как правило, приводит к конфликтам и разобщённости людей.

5. Принцип канонического основания миссии. Каноны, как связующее звено между Церковью и организмом и Церковью и организацией признаны выражать и отражать догматические истины о Церкви. Согласно апостолу Павлу, каждый апостол по жребию получил свой апостольский удел, какой назначил ему Бог (2 Кор. 10:13). В современных терминах «апостольский удел» обозначается как «каноническая территория» Поместной Церкви. Апостольские правила и Соборные правила (Ап. 58; Шест. 19; Шест. 20; Сард. 11) определяют епископа как главу Поместной Церкви, ответственного за проповедь и научение благочестию народа и запрещают кому-либо учить всенародно, особенно тогда, когда это унижает или в чем-либо умоляет местного епископа. Поэтому любое миссионерское делание, устрояемое без благословения епископа и его участия лишается кафоличности в силу того, что епископ Поместной Церкви несет ответственность за вселенское общение всех церквей и без его благословения ничто не может происходить на территории его епархии.

IV. ФОРМЫ ПРАВОСЛАВНОЙ МИССИИ.
Миссия Церкви — спасение каждого человека, и в сферу ее свидетельства входят и вопросы культуры, науки, окружающей среды — все, чем живет современное человечество. И в зависимости от окружения, в котором ведется миссионерская работа, духовного уровня тех, на кого она направлена, представляется целесообразным выделить четыре ее формы:

Информационная миссия. Это свидетельство самым широким слоям населения чрез средства масс-медиа, а также организацию приходских библиотек и издание специальной миссионерской литературы.

Апологетическая миссия. Это свидетельство истины Православия в сравнении с еретическими и сектантскими лжеучениями, которые имеют широкое распространение в России и других странах СНГ. Апологетическая миссия направлена также на противостояние прозелитической работе со стороны неправославных церквей и миссионерских организаций, отдельных евангелизаторов.

Воспитательная миссия (воцерковление). Это работа с готовящимися ко Святому Крещению и с теми, кто, будучи крещенными не получили соответствующее научение в основах веры и не являются активными членами Церкви. Цель такой миссии — включение крещеного человека в церковную жизнь в полной мере, формирование православного уклада жизни.

Внешняя миссия. Это свидетельство истины Православия среди народов, не имеющих христианских основ национальной традиции и культуры, но проживающих на канонической территории Русской Православной Церкви.

Все четыре вида миссионерского служения, выделенные условно, для удобства формирования миссионерской работы, применимы на всех уровнях церковной жизни: приходском, епархиальном, общецерковном.

1. ПРИХОДСКОЙ УРОВЕНЬ.

Миссионерское служение Русской Православной Церкви, понимаемое как апостольское, должно иметь соответствующие формы.

Воспитательная миссия на приходе представляется особенно важной, поскольку именно приход составляет основу церковной жизни в целом. Крепкие приходы сообщают здоровье всему Телу Церкви.
Воспитательная миссия на приходе должна осуществляться по схеме:
оглашение — Крещение — научение.

Оглашение предполагает предварительные катехизаторские беседы.
Крещение каждого нового члена должно стать праздником всей общины. Необходимо воспитание народа в плане благоговейного отношения ко Крещению как к Таинству, а не как к требе. Это относится и к священнослужителям, которые зачастую в общем потоке множества Крещений утрачивают глубину смысла совершённого Таинства.

Научение подразумевает внебогослужебные чтения и собеседования и обеспечение необходимой литературой.
Необходимой в приходской жизни представляется и апологетическая миссия в связи с широким прозелитизмом, который осуществляют неправославные церкви, а также разного рода сектантские движения. Наиболее эффективной в этом плане миссионерская работа видится в форме:

а) создания в каждой епархии миссионерского прихода (Концепция миссионерского прихода прилагается);
б) создание приходских реабилитационных центров для тех, кто стал жертвами тоталитарных сект и псевдорелигиозных организаций. Информационную миссию через средства массовой печати, радио и телевидения следует осуществлять по мере местных возможностей на каждом приходе (через выпуск приходских листков, ведение теле-радио- миссионерских программ).

Внешняя миссия. Целью провозглашения Евангелия, а значит и миссии, является создание евхаристической общины в каждой местности, в её обстановке, культуре и на её языке. Поэтому представляется целесообразным при организации прихода на территории, где православные составляют меньшинство, поставлять во .священники кандидатов из числа коренного населения, что предполагает ведение богослужений на понятном слушателю языке, распространение книг Священного Писания на национальном языке.

Каждому священнослужителю необходимо помнить, что его появление в священнических одеждах в обществе уже является проповедью, поэтому внешний вид священнослужителя должен соответствовать правилам пастырской эстетики.

2. ЕПАРХИАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ.

Именно на епархиальном уровне должны комплектоваться библиотеки и создаваться миссионерские курсы и училища, а в перспективе и вводиться миссионерские предметы в учебные курсы духовных академий и семинарий.

Необходимо возродить институт епархиальных миссионеров, которыми могут быть как отдельные священнослужители, так и миряне, имеющие для этого специальную подготовку и получившие благословение епархиального архиерея.

Миссионерский отдел Священного Синода Русской Православной Церкви должен оказывать программно-методическую помощь епархиальным архиереям в деле организации курсов по переподготовки священнослужителей.

3. ОБЩЕЦЕРКОВНЫЙ УРОВЕНЬ.

1. Создание общецерковного миссионерского фонда Русской Православной Церкви, целью которого является содействие осуществлению Миссионерской деятельности Русской Православной Церкви.

2. Создание научно-координационного отдела на общецерковном уровне, который будет работать по следующим направлениям:

а) сбор материалов, отражающих опыт миссионерской работы Русской Православной Церкви в дореволюционный период, современный миссионерский опыт Поместных Православных Церквей и опыт в этой области инославия. Эти материалы будут изучаться, часть из них издаваться, и на их основе будут создаваться методические разработки для миссионерской работы Русской Церкви в современных условиях;
б) изучения методов работы в инославной среде, в традиционно мусульманских и буддийских районах и выработка соответствующих программ для миссионеров;
в) сбор информации о деятельности в России и на всей канонической территории Русской Православной Церкви неправославных миссионеров и сектантов. Подготовка и издание разоблачительных материалов об их прозелитической работе;
г) создание юридического отдела по изучению правомерности действий тех или иных религиозных организаций и сект;
д) создание учебных программ, для миссионерских курсов и училищ, в сотрудничестве с Учебным Комитетом и Отделом по катехизации. Открытие специального учебного заведения по подготовке миссионеров;
е) издание общецерковных миссионерских журналов и газет;
ж) создание комиссии по переводу Священного Писания и возрождению богослужения на языках народов, проживающих на канонической территории Русской Православной Церкви.