Съезд проходил в 1908 году в Киеве. Это было очень крупное собрание, на нем присутствовало около 600 делегатов, широко было представлено монашество и намечены конкретные пути возрождения православия.
Четвертый Всероссийский миссионерский съезд закончился конкретными рекомендациями и планами противостояния развалу Российской Империи и Русского государства. Он призвал к противостоянию к укреплению Церкви и консолидации всех здоровых сил Церкви и общества. В частности, было решено, что в Семинарии вводится курс «Разбор и опровержение социализма», и было решено просить правительство об ограничении действия сект, которые можно признать противонравственными, типа хлыстовских.

В 1910 году проходил епархиальный съезд в Казани. Этот съезд имел значение по существу Всероссийского. Направленность этого съезда – против мусульман, на решение проблем с татарским. Из Туркестана приехал ученик Ильминского, Остроумов, и обсуждались конкретно нужды Туркестанской Среднеазиатской миссии. Дело в том, что в Средней Азии положение было очень тяжелое. К тому времени отношение местных туркменов, узбеков и других среднеазиатских народов, с Россией стабилизировалось и, в основном, российское население было примером и хозяйствования, и нравственности, и высокой культуры по сравнению с полукочевыми народами. В Среднюю Азию активно входили российские формы жизни. Недавние еще эмираты, замкнутые для европейцев, распадались, и христианская жизнь входила и в Среднюю Азию.

Строились христианские храмы, понемногу население признавало превосходство русских и превосходство христианства. Однако, это было недостаточно устойчивое течение, противостояние поддерживалось не только муллами, но и извне силами, которые надеялись оторвать Среднюю Азию от России. В Азии и даже в Европе развивались промусульманские антирусские течения.

Особая роль на этом епархиальном съезде отводилась женщинам. Говорилось о женщинах как миссионерском примере, как миссионерских боевых единицах и как учителях мусульман, причем не только в духовном плане. В связи с этим при Братстве св. Гурия в Казани были учреждены женские богословские курсы. Особая роль в мусульманских областях придавалась женским монастырям. Как известно, в мусульманстве женщина имеет положение особое, неравное по сравнению с мужчинами; и временами там идут богословские диспуты о том, имеет ли женщина душу. В женских монастырях местных женщин учили сельскохозяйственным работам, рукоделию, им давалось самое простейшее просвещение, и это приносило большие плоды. Понемногу отношение к женщинам и отношение женщин к самим себе там менялось.

По отношению к Кавказу и по отношению к Средней Азии были решения об обращении к правительству с тем, чтобы закрыть границу от турецких, персидских и иных эмиссаров, которые нарушали мирную совместную жизнь христиан и мусульман. Особую роль играла местная знать. Когда она переходила из ислама в христианство, то ей давались некоторые привилегии. К тому времени те, кто имел уже эти привилегии, старались вернуться опять в ислам. И был поставлен вопрос о том, чтобы не забывать лишать привилегий местную знать, если она не хочет жить в христианстве, а хочет вернуться в ислам.

В 1913 году встал вопрос о том, что, с одной стороны, миссионерская деятельность идет достаточно успешно, а, с другой, требуются очень большие усилия, чтобы преодолеть общую трудную ситуацию. Было решено просить правительство о помощи, о том, чтобы часть начальных и средних школ перевести в миссионерскую систему с тем, чтобы усилить влияние и духовное просвещение детей и юношества. В 1913 году при Священном Синоде миссионерский отдел был превращен в Миссионерский совет, который возглавил епископ Финляндский Сергий Старогородский, будущий Патриарх. Это назначение было неслучайным, поскольку он в качестве миссионера был в Японии (был помощником архиепископа Николая Японского) и был одним из образованных и просвещенных архиереев, постоянно интересовавшихся не только миссионерскими проблемами, но и проблемами духовного просвещения. Финляндия в то время принадлежала России. В Финляндской епархии стоял вопрос о духовном православном просвещении финнов.

Миссионерский Совет был призван содействовать в миссионерской работе архиереям, созывать миссионерские съезды, организовывать курсы, школы, помогать и руководить подбором миссионерских кадров. Чуть позже начал выходить «Церковный Вестник» – периодический печатный орган Миссионерского Совета. Согласно постановлению Священного Синода и утверждению Государя было принято, что председатель этого Совета ежегодно докладывает императору о состоянии миссионерского дела в России. В начале 1917 года этот Совет был преобразован в Совет по укреплению и распространению православной веры при Св. Синоде.
Этот новый Совет также возглавлялся архиепископом Сергием Старогородским. Началась война. Несмотря на все трудности войны, Православная Церковь продолжала миссионерскую работу. В течение войны миссионерских съездов не было. Наконец, в 1917 году обер-прокурор Священного Синода князь Львов дал разрешение на созыв пятого миссионерского съезда.