Происходил съезд в 1897 году в Казани. На нем было около 200 делегатов от епархий, от миссий, от церковных организаций, от братств, от монастырей, от учебных заведений. Были приняты некоторые обращения, в которых в частности призывалось заботиться о крепости и спокойствии гражданского быта и гражданского строя. Среди сект особое внимание уделялось толстовству. Толстой с его последователями действовал как один из таранов, расшатывающих, прежде всего интеллигенцию, и это движение становилось опасным для русского народа.

«Русское государство, – говорил Скворцов на этом съезде, – православие и самодержавие, все это так органически тесно связано между собой, что все вопросы веры и Церкви у нас на православной Руси в то же время суть и вопросы государственные». Борьба за православие становилась не только духовной, но и общественно-государственной задачей, поскольку Православие объединяло различные народы, составляющие многомиллионную Русь.

К этому времени усилились нападки в прессе и печати на миссионерство. Миссионеры были и достаточно активны, и просвещены для того, чтобы ощущать глубокую тревожность положения. Началась травля в прессе миссионеров и миссионерского съезда. Вот взгляды на миссионерство из прессы: «Миссия представляется в виде бесплотных словопрений о вере, миссионеры кажутся людьми странными, вольными художниками духовного ведомства. Миссионерство – это дело темное, лишнее и вредное. Миссионеры – это гасители просвещения, штаб опричников, шпионы правительства». Положение в русском обществе было далеко не простым. Наступление на православие шло уже очень активно.

Съезд призвал русский народ, православное духовенство сплотиться в защите Православия и призвал правительство издать законы, ограничивающие деятельность сект, ограждающие Православие от тлетворного влияния сектантов, в том числе, признаваемых безнравственными. В это же время говорится и о многих причинах, которые способствовали проникновению сект, а именно, о тяжелом положении рабочих, отсутствии духовного просвещения среди них. Были приложены конкретные усилия – на больших заводах были созданы воскресные школы, просветительские православные центры, проводилась работа с детьми, с женщинами, с пожилыми людьми.

1905 год принес отступление государства от Православия. Обер-прокурор К.П.Победоносцев ушел в отставку, были изданы законы о свободе совести, которые разрешили действовать свободно сектам. Тут же происходят съезды: баптистов (Таврическая Губерния, 1905 г.; Ростов-на-Дону, 1906 г.; С.-Петербург, 1907г.); адвентистов (1905 г.; Александров, Киев 1906 г.).

Проходили миссионерские съезды во многих епархиях. Так, в 1907 году в Нижнем Новгороде открылся миссионерский епархиальный съезд. На нем было признано, что новое законодательство не способствует укреплению православной веры в народе, что оно направлено против укрепления православия и укрепления православного государства, о том, что это законодательство и новые веяния угрожают великими потрясениями и тяжелыми последствиями русскому народу и русскому государству. К разряду сектантов съезд относили атеистов и социалистов.